Как создавать гибкие, интуитивно понятные и удобные в работе 3Д модели

3Д моделирование основанное на дереве построений имеет один серьезный недостаток — низкую устойчивость построений к вносимым изменениям. Это происходит из-за того, что модель имеет строго упорядоченную иерархическую структуру. Задача инженера-конструктора построить 3Д модель таким образом, чтобы она была максимально устойчивой. Можно утверждать, что гибкость модели является показателем профессионализма инженера.

Как же создавать гибкие модели?

В первую очередь, следует уметь работать с деревом построений. Все элементы модели (feature) можно разделить на 3 группы:

  • основные элементы (тело модели);
  • конструктивные элементы (отверстия, пазы);
  • вспомогательные элементы (фаски, скругления).

Важно соблюдать последовательность построения. Сначала создаются основные элементы, потом конструктивные и лишь затем вспомогательные. Именно такая иерархия элементов добавляет устойчивости вашему замыслу.

Любую модель, даже очень сложную, следует создавать из наиболее простых элементов. Не стоит добавлять в эскизы скругления и фаски, лучше создать их отдельными элементами. Если вы, к примеру, хотите создать сложный многоступенчатый вал, то, по возможности, каждую ступень следует создавать отдельной операцией.

Используйте опорные элементы. Очень важно не использовать в качестве плоскости эскиза грани или плоскости других элементов, а начинать построение с опорной плоскости, положение которой в пространстве определятся независимо от других элементов. Если модель состоит из нескольких основных элементов, как, например, болт, которой состоит из цилиндрической части и головки, то использование опорных плоскостей позволяет редактировать каждую часть болта независимо друг от друга.

Применяйте в работе уравнения. Очень часто параметры одного элемента имеют зависимость от других элементов, которую можно описать уравнением. Если вы используете уравнение, то элементы автоматически перестраивается без вашего вмешательства.

Ещё несколько советов, как сделать модель более понятной для восприятия другими инженерами и более удобной при использовании в сборке. Даже если вы работаете один, рано или поздно вам придется поработать в коллективе, поэтому стоит взять за правило эти нехитрые приемы.

Все элементы в дерево модели должны иметь название, по которому можно понять к какой части модели этот элемент относится. Оставлять название по-умолчанию считается дурным тоном.

При создании модели следует размещать базовые эскизы таким образом, чтобы центр пересечения трех главных плоскостей совпадал с центром тяжести или располагался на оси вращения, если модель имеет несимметричную форму. Это добавит удобства при создании сборки.

Итак, подведем итог. Чтобы модель получилась гибкой, интуитивно понятной и удобной в работе следует:

  1. Соблюдать последовательность построения элементов;
  2. Создавать модели из простых элементов;
  3. Использовать опорные элементы;
  4. Применять уравнения при построении;
  5. Присваивать понятные имена всем элементам дерева построений;
  6. Центр пересечения главных плоскостей размещать в центре тяжести.

Комментарии